«Успешно проходить собеседования – это дело случая» - так думают многие. Но так ли это? На самом деле не совсем. Безусловно, ситуация у каждого человека своя, и всего предусмотреть невозможно. Однако всё равно существуют некоторые нюансы, о которых необычайно важно знать.
Как подготовиться к собеседованию
Перед тем, как отправиться на собеседование, нужно себя подготовить к этому ответственному мероприятию, и вот как можно это сделать:
-
Обязательно нужно узнать базовые вещи о том, что представляют собой компания и её руководитель. Казалось бы, банальный совет, однако многие его не придерживаются. Если задать таким людям вопрос о том, почему они не поинтересовались, куда и к кому идут, они непременно пожалуются на нехватку времени. На самом деле это лукавство, поскольку поискать информацию в интернете – это дело пары десятков минут, особенно имея под рукой смартфон. Такое поведение говорит о том, что соискателю совершенно всё равно, кто им будет руководить и где он будет работать. А между тем, любой работодатель приятно удивится, если в процессе беседы кандидат скажет что-нибудь о компании и сможет поддержать разговор о ней. Это продемонстрирует заинтересованность в работе, которая приведёт, в свою очередь, к заинтересованности в кандидате.
-
Точно так же следует заранее углубиться в тему о том, что именно будет представлять собой должность. В процессе изучения этой информации можно точно понять, чего следует ожидать, каких целей хочется добиться и что можно предложить работодателю. То есть в голове появится некая схема разговора, которой будет легко придерживаться, и которая, опять же, продемонстрирует заинтересованность.
-
Репетиция – неплохой способ подготовиться, как бы комично он ни смотрелся со стороны. И пусть домочадцы не поймут, что вы говорите зеркалу, такое времяпрепровождение позволит набраться уверенности, отсеять всё ненужное и подготовить несколько сценариев ответов, поведения. По крайней мере, разговор в кабинете уже не будет восприниматься как дебют.
-
Обязательно нужно создать презентацию себя. Как бы это ни звучало, но соискать в данном случае – товар. И этот товар должны купить. То есть необходимо выгодно преподнести свои достоинства, навыки, суметь расположить к себе. Особенно это пригодится в том случае, если возможная должность связана с общением с людьми – консультант, например.
-
Стоит продумать и встречные вопросы – об этом соискатели почему-то часто забывают. Между тем, собеседование – это своего рода диалог. Потенциальный сотрудник должен продемонстрировать свою деловитость. Особенно если он будет руководить чем-то – например, если он будущий менеджер. Также это поможет избежать тех моментов, когда, выйдя после собеседования, вспоминаешь, что забыл спросить о чём-то важном.
-
Желательно одеться по дресс-коду, если он имеется. Можно, например, заранее изучить информацию о компании, найти фотографии сотрудников на рабочем месте. Если такая возможность имеется – это прекрасно! Подготовив соответствующую одежду, можно сразу начать вызывать соответствующую ассоциацию у начальства. Если потенциальное место работы – банк, как пример, в присутствии дресс-кода можно не сомневаться.
-
Ещё один немаловажный аспект подготовки – назначить подходящее время для собеседования. Если работодатель сам предлагает выбрать, когда будет приём, конечно же. Тогда психологи рекомендуют остановить выбор на вторнике на 10.30. В это время, как правило, люди уже успевают распланировать работу и прослушать нескольких кандидатов, но ещё не устают.
Как успешно проходить собеседования: общие рекомендации
Находясь непосредственно на собеседовании, можно воспользоваться следующими советами:
-
Лучшее, с чего можно начать – это приехать вовремя. Для этого заранее нужно узнать, как именно добраться до места, ознакомиться с картой и расписанием передвижения транспорта. Если никак не получается приехать в назначенное время, лучше позвонить, рассказать об этом, извиниться и перенести встречу. Успешно проходить собеседования, опаздывая, нереально. Намного лучше приехать раньше или перенести собеседование, чем опоздать! К тому же, вероятно, понадобится время на регистрацию, на то, чтобы привыкнуть к месту хотя бы немного.
-
Вежливость ещё никогда не была лишней. Даже если с утра одолевает плохое настроение или случились неприятности, работодатель не должен это понять по взгляду или мимике соискателя. Если даже что-то в процессе разговора не понравится, лучше обсудить это в вежливой форме.
-
Врать нельзя ни в коем случае! Многие работодатели проверяют затем всю информацию. К тому же считать ложь вполне можно и вербально – опытный рекрутер сделает это сразу же. Кому понравится, если, например, бухгалтер фирмы будет склонен ко лжи? И что можно ожидать от такого сотрудника?
-
Интервьюируемый должен излучать уверенность. Даже при сильном волнении. Для этого стоит мысленно сосчитать до 10, улыбнуться.
-
Язык жестов – сильная вещь! Сутулиться, скрещивать руки на груди нельзя. А вот наладить вербальный контакт, в меру естественно жестикулировать – наоборот. Психологи также советуют повторять жесты работодателя – это подсознательно расположит его к собеседнику. Но, конечно, копировать нужно разумно, в меру.
-
Также не лишним будет упомянуть о каких-то общих моментах с собеседником – это также сближает. Так, если вам обоим близко волонтёрство, не лишним будет сказать об этом, но сказать в тему.
-
О своих достижениях на предыдущих работах рассказать стоит непременно. Проекты, реализованные задачи, развитие положительных качеств – всё это непременно нужно обозначить. А вот от акцента на негативных моментах лучше воздержаться. Если работодателю нужен, например, администратор, он должен видеть, что собеседник способен многого достичь сам и организовать других.
-
Комплименты – это совершенно не плохо! Только в том случае, правда, если говорить их искренно. Фальшь чувствуется сразу, но приятный заслуженный комплимент способен расположить к себе.
-
Речь не должна быть монотонной. Интересный факт: если люди произносят одно и то же, собеседник прислушается к тому человеку, который делает меньше пауз, играет интонациями. Особенно подобный навык пригодится тому соискателю, для которого интересна вакансия, связанная с общением, убеждением. Это продавец, например.
-
Тестовое задание, если оно будет предложено, выполнить нужно непременно. Оно полезно двум сторонам: работодатель видит, что его собеседник готов на практике приступать к обязанностям, а соискатель понимает точнее, подходит ли ему такая работа. Нередко бывает такое, кстати, что соискатель после теста осознаёт, что лучше ему поискать что-нибудь другое.
-
Собеседника непременно стоит поблагодарить после окончания собеседования. Казалось бы, это мелочь. Но она непременно оставит после себя приятное послевкусие.
Самые популярные вопросы: как их понять и как подобрать ответ
Так как собеседование – это своего рода интервью, нелишне узнать, что может означать тот или иной вопрос:
-
«Что вы можете рассказать о себе?» - как правило, это начало многих собеседований. И работодатель хочет понять благодаря такому вопросу, подходят ли опыт и пожелания соискателя для вакансии. Поэтому не нужно пересказывать всё резюме – нужно сделать акцент именно на том, что пригодится для этой потенциальной работы.
-
«Что вас привлекло в нашей компании, вакансии?» - в этом случае уместно честно ответить, что же заинтересовало более всего. Узнать о преимуществах компании перед конкурентами работодатель действительно будет рад. К тому же так он поймёт, что его собеседник хорошо подготовился и точно знает, куда пришёл и зачем.
-
«Чем вы можете быть полезны для нас?» - в этом случае спрашивающий хочет уяснить, действительно ли гость в состоянии помочь компании развиваться. Гостю же необходимо заранее выделить для себя проблематику фирмы, её главную потребность. Конечно, она должна каким-то образом соприкасаться с самой вакансией.
-
«Почему мы должны взять непременно вас?» - вопрос, который, наверное, больше всего повергает в ступор. В этом случае главное – не стесняться в презентации себя. Красноречие, уверенность – самые полезные помощники в таком случае. Работодатель должен видеть, что он берёт действительно знающего своё дело человека, который может что-либо предложить и не будет этого бояться.
-
«Почему вы ушли с предыдущего места работы?» - сложный вопрос, поскольку требует честности, но и выставление бывших коллег в плохом свете также нежелательно. В этом случае лучше говорить правду, но корректно и кратко.
-
«Каковы ваши сильные и слабые стороны?» - тут человек хочет понять, правильно ли его собеседник оценивает себя, насколько он склонен к самоанализу. В первом случае нужно не стесняться объявить о достоинствах, прикрепив к ним факты из жизни. Во втором же нужно пояснить, как слабые стороны помогают становиться лучше.
-
«Каковы ваши первые шаги на новом месте работы?» - вопрос несколько коварный. Интервьюер хочет прощупать почву и понять, чего стоит ожидать от интервьюируемого. Нужно отвечать чётко, но не ставить заоблачных целей, которые всё равно звучат неправдоподобно. Чтобы не выглядеть заносчивым, лучше начать с малого. Например, ответить, что следует первым делом ознакомиться с текущим положением дел.
-
«Кем вы видите себя через 5 лет?» - спрашивают это для того, чтобы прощупать почву на предмет амбиций и понять, надолго ли человек планирует задержаться в компании. Тут лучше рассказать о том, какая должность была бы интересна и какие успехи привлекательны.
-
«Какой уровень зарплаты может вас устроить?» - работодатель пытается понять, насколько хорошо человек себя оценивает. И тут важно не занижать планку. Пусть лучше она будет завышена. Обесценивание себя – не лучшая самопрезентация. А для того, чтобы не растеряться, лучше промониторить рынок цен заблаговременно и проанализировать свои преимущества, навыки.
-
«Что вы цените в коллективе?» - про корпоративы в этом случае говорить не стоит, конечно же. А лучше сказать о том, какие качества коллег были бы интересны. И о том, как их сам соискатель может дополнить.
Собеседование по телефону: полезные советы
Телефонные интервью нередки в наше время – это своего рода мини-собеседования. Во время них рекрутер принимает решение о том, стоит ли вообще приглашать человека на собеседование покрупнее. Минус в таком интервью в том, что вербально и визуально воздействовать не получится. А плюс в том, что резюме уже чем-то зацепило, и появился шанс выделиться среди многих кандидатов.
Поэтому главное тут – не ударить в грязь лицом, и помогут в этом следующие рекомендации:
-
Нужно мгновенно удалиться в то место, где никто не будет мешать. Например, в соседнюю комнату. Если звонок застал в совершенно неудобное время и не в том месте, разумнее перенести разговор. Однако так, чтобы следующий звонок не стал неожиданностью, иначе третьего может не быть.
-
Нужно занять самое удобное положение. Лучше всего встать и выпрямиться. Как ни странно, но это повлияет на голос, который приобретёт уверенность, чёткость. А вот если сесть, подперев подбородок рукой, можно получить невнятную речь.
-
А этот совет из арсенала барона Мюнхгаузена – улыбаться. Конечно, он говорил не о собеседованиях, но рекомендация эта необычайно полезна. Работодатель не увидит улыбку. Но она непременно отразится на речи, придаст ей нотку доброжелательности, позитива. А это очень ценится.
-
Темп речи нужно подобрать средний. Слишком медленная речь может создать ощущение неуверенности или того, что человек не знает, как отвечать, не слишком умён. Но и слишком быстрая совсем нехороша – часто во время неё «проглатываются» слова, собеседник ничего не понимает.
-
Речь должна быть внятной, логически связной, без ошибок. Работодателю придётся опираться исключительно на голос на данном этапе, поэтому голос должен быть безупречен. Он должен быть таким же идеальным, как и его владелец.
-
Обязательно нужно показать заинтересованность. То есть уточнять различные моменты. Но при этом вопросы, конечно, не должны быть глупыми. Вопрос ради вопроса – не самая хорошая идея.
Собеседование по скайпу: как его пройти успешно
Онлайн-формат проник во многие сферы жизни, в том числе и в собеседования. Интервью через скайп сейчас совершенно не является редкостью, поэтому нужно знать, как к нему подготовиться. Ведь видео-формат имеет свои нюансы.
И помогут в этом следующие советы:
-
Даже если у вас нет скайпа, не стоит об этом говорить – это первое правило. Если имеется смартфон или компьютер, всегда стоит соглашаться на такой формат. Установить скайп и создать учётную запись – дело нескольких минут.
-
Нужно проверить, как записан собственный контакт. Ник может запутать работодателя, у которого за день может быть множество таких интервью. Оптимальный вариант – имя и фамилия в шапке профиля.
-
Проверка техники будет нелишней. Важно, чтобы интернет, микрофон, камера и сам ноутбук либо смартфон хорошо работали. Если технических знаний для этого недостаточно, можно попросить знакомых проверить всё, что нужно. Различные подвисания в процессе разговора с работодателем и растерянное лицо интервьюируемого, когда он не знает, на какую кнопку нажимать – не лучшее начало знакомства.
-
Впечатление нужно произвести мгновенно, как правило, ведь такая беседа может длиться меньше кабинетной. В таком случае не лишне будет подумать о гардеробе. Психологи советуют обратить внимание на цвет: так, белый цвет расскажет собеседнику об организованности, серый – о логическом мышлении, коричневый – о надёжности, красный – об энергичности.
-
Одеваться презентабельно нужно полностью. Большая ошибка многих людей – думать о том, что скайп интерьвью можно провести сидя и не нужно думать о брюках или юбке. На самом деле может случиться всё: например, упадёт камера или потребуется встать и взять какие-нибудь документы. И тут пижамные штаны вряд ли окажутся уместными.
-
Все нужные документы лучше заранее положить рядом. Как и блокнот с ручкой. Вряд ли интервьюеру приятно будет наблюдать за тем, как его собеседник с трясущейся камерой в руке лихорадочно осматривает полки в попытках отыскать какой-нибудь документ.
-
Запись своего собеседования – отличное решение! Вполне может случиться такое, что это скайп-интервью будет не последним. И в таком случае неплохо провести заранее работу над ошибками, наблюдая за собой со стороны. Как правило, в таком случае можно увидеть много интересного.
Успешный исход собеседования во многом зависит от кандидата на должность – всегда нужно помнить об этом! Проходить собеседования – это своего рода искусство, и им вполне можно овладеть. И предоставленная нами информация непременно поможет в этом.