В условиях кризиса большинство компаний вынуждено решать проблему удержания кадров, особенно высококвалифицированных, не с помощью роста зарплат, а с помощью других рычагов мотивации. Ведь в связи с создавшимися условиями им приходится значительно сокращать затраты на содержание персонала вообще и на зарплаты в частности.
Недостаток средств приводит к тому, что компаниям приходится урезать социальный пакет, а это, в свою очередь, приводит к тому, что хорошие специалисты, которые могли бы помочь компании выйти из кризисной ситуации, покидают ее.
Так что сегодня вопрос мотивации и стимулирования персонала является животрепещущим.
Одной из основных причин ухода квалифицированных сотрудников из компании является то, что у них появляется неуверенность в завтрашнем дне. Сокращение выплат и «урезание» социального пакета ими может восприниматься как то, что работа в данной компании бесперспективна. Поэтому крайне важно информировать сотрудников о реальном положении дел компании, а главное – о путях выхода фирмы из кризиса, и, при этом, просто необходимо подчеркивать ту важную роль, которую должны играть работники в этом деле.
Еще одной из составных частей мотивации персонала являются социальные гарантии, которые может предоставить компания, что дает некоторую уверенность в будущем. И эти гарантии дает социальный пакет. Причем, как правило, на него идут не такие большие средства, по сравнению с общим бюджетом фирмы. А его значимость для многих сотрудников достаточно велика, если не сказать огромна. Так что, большой ошибкой будет отказаться от такого вида мотивации персонала.
Также немаловажной составляющей выхода компании из кризиса и поддержания благоприятного климата среди сотрудников является их лояльность к решениям руководства. Это обеспечит относительно безболезненное внедрение различного рода изменений и мероприятий по выводу фирмы из кризисного состояния. Для поддержания этого лояльного отношения руководству следует всячески давать понять сотрудникам, что они готовы разделить вместе с ними все временные трудности – ведь, как известно, общность проблем объединяет.
Также одним из видов мотивации может служить внедрение определенных антикризисных бонусных программ, разработанных таким образом, чтобы не только удержать, но и стимулировать специалистов на эффективную работу. Причем особое внимание в данных программах следует уделять сотрудникам, которые особенно необходимы и важны компании.
Для более эффективного распределения средств и мотивирования сотрудников, отвечающих за наиболее значимые на данный момент направления, можно пересмотреть систему оплаты труда и увеличить доли зарплаты работников тех подразделений, которые отвечают за прибыль. Но в основе денежных начислений и бонусных программ все же должны лежать показатели эффективности деятельности работников.
И еще один важный момент. В вопросе мотивации сотрудников необходимо следить за сохранением стабильной доброжелательной рабочей атмосферы в коллективе, чтобы все сотрудники чувствовали себя нужными и значимыми для компании. И ни в коем случае нельзя допускать явной несправедливости в отношении тех или иных работников.